И. Кант. Пролегомены. конспект

           Согласно Канту, ЗНАНИЕ делится на опытное (posteriori) и доопытное ( a priori). Каков способ образования этих знаний?..

Первое выводится индуктивным путем, т.е. на основе обобщений данных опыта.
В нем возможны заблуждения, ошибки...
Например, суждение - "Все лебеди белые" казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя.
И хотя природа многих знаний основана на ОПЫТЕ, это не значит, что все знания можно получить лишь опытным путем.
Уже то, что ОПЫТ никогда не заканчивается, означает, что ВСЕОБЩЕГО знания он не дает.

Поэтому Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое ЗНАНИЕ является АПРИОРНЫМ, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

В свою очередь АПРИОРНЫЕ суждения Кант делит на два типа:

1.аналитические (когда предикат только поясняет субъект),
2.и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о субъекте).

Одним словом, СИНТЕТИЧЕСКИЕ суждения всегда дают Новое Знание.

Кант ставит вопрос: как возможны синтетические АПРИОРНЫЕ суждения (ЗНАНИЯ)?

Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы:
как возможна математика, естествознание, метафизика (философия) и многое другое...

          Философ рассматривает ТРИ СФЕРЫ познания: ЧУВСТВА, РАССУДОК, РАЗУМ.

Посредством ЧУВСТВА предметы нам даются;
посредством РАССУДКА они мыслятся;
РАЗУМ же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан.

РАЗУМ у Канта - не некая общая категория и не объект поклонения.
Он, как и все, должен устоять в критическом испытании,
и тогда он выступит опорой познания.
Ведь без Определения Границ ПОЗНАНИЯ вступать на этот путь опасно.

Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида:
ЧУВСТВА, РАССУДОК, РАЗУМ.

ЧУВСТВЕННОСТЬ проявляется в том, чтобы собранным с помощью органов чувств данным из внешнего мира, этому хаосу ощущений,- придать Порядок, облечь в Единство.
Осуществляется это с помощью АПРИОРНЫХ, существующих только(!) в сознании субъекта понятий О Пространстве и Времени.

РАССУДОК ничего не может наглядно представить,
а чувства не могут ничего мыслить.

Необходимо их соединение, так как "рассудок не почерпает свои законы из природы, а предписывает их ей".

В этой деятельности он опирается на АПРИОРНЫЕ категории,
критерий группировки которых Кант позаимствовал у Аристотеля:

Понятия КОЛИЧЕСТВА: единство, множество, цельность.
Понятия КАЧЕСТВА: реальность, отрицание, ограничение.
Понятия ОТНОШЕНИЯ: присущность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие.
Понятия МОДАЛЬНОСТИ: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность.

Эти категории, как и все АПРИОРНЫЕ понятия, принадлежат нашему сознанию;
все зависимости в мире осуществляются не благодаря объективным связям, а потому, что сознание, благодаря соответствующим категориям, связывает так явления.

Природные процессы изменчивы, законы же рассудка (являющиеся одновременно и законами природы) отличаются: постоянством и устойчивостью, и проявляются совершенно тождественно в Настоящем, Прошлом и Будущем абсолютно у всех людей.

Возникает вопрос: как при подобных условиях возможно Научное ПОЗНАНИЕ?
Кант уверен, что наше Сознание само создает предметы, то есть НАШ УМ находит и может найти (!) во внешнем мире то, что только САМ ТУДА и ВКЛАДЫВАЕТ.

Таким образом, вещи сами по себе НЕПОЗНАВАЕМЫ!

Именно исследование Способностей РАЗУМА и позволяет дать ответ на вопрос:
как возможна метафизика (философия)?

Предметом метафизики, как и предметом разума, является БОГ, СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ.

Однако, при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Эти ПРОТИВОРЕЧИЯ отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий:

возникает "ДВУСТОРОННЯЯ ВИДИМОСТЬ", то есть - не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые соотносятся как ТЕЗИС и АНТИТЕЗИС.

Согласно Канту, и ТЕЗИС, и АНТИТЕЗИС выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то "победа" присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал АНТИНОМИЯМИ.

Кант исследует следующие четыре АНТИНОМИИ:

I антиномия.

Тезис / Антитезис. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен во времени и в пространстве.

II антиномия.

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только ПРОСТОЕ и то, что сложено из простого.
/ Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

III антиномия.

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить Свободную причинность (причинность через Свободу).
/ Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы.

IV антиномия.

К миру принадлежит, или как часть его или как его причина.
/ Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне его - как его причины.

Противоречия эти для Канта неразрешимы!
Однако -
Кант опровергает все существующие "теоретические" доказательства БЫТИЯ БОГА: его существование можно доказать лишь ОПЫТОМ.
Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует "практический разум", то есть наше Нравственное Сознание.

Учение Канта об АНТИНОМИЯХ сыграло громадную роль в истории диалектики.
Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего Проблема ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Встал вопрос об уяснении Противоречивого ЕДИНСТВА конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости.

АНТИНОМИИ послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.


                                                 18января 2016года



*Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии - родился в1724 году в Кенигсберге в семье седельного мастера. После окончания местного университета работал домашним учителем, а с 1755 г. читал лекции в Кенигсбергском университете. В 1770 г. он получает профессорскую кафедру логики и метафизики. В 1781 г. выходит в свет "Критика чистого разума", в 1783 г. Кант публикует краткое изложение этого труда под названием "Пролегомены ко всякой будущей метафизике..."


Рецензии
"Например, суждение - "Все лебеди белые" казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. " Они не любят друг друга, их держат в разных вольерах в Абхазии в новом Афоне есть те и другие.

Игорь Леванов   18.01.2017 17:31     Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение, я не знала.
Наверно, как плюс не любит минус, и наоборот...
А жить друг без друга не могут.
Единство противоположностей. А рижском зоопарке, они по-моему находятся вместе... Надо будет обратить внимание на это.

Водолей 2   18.01.2017 20:01   Заявить о нарушении
Было бы интересно узнать, но на Кавказе не терпят друг друга самцы.

Игорь Леванов   19.01.2017 17:46   Заявить о нарушении
А самки не терпят друг друга везде.
Смеюсь...
С Добрым Утром!
СВЕТ.

Водолей 2   25.01.2017 10:24   Заявить о нарушении