Кое-что о соц. лифтах или как у меня украли сценар

Кое-что о социальных лифтах или как у меня украли сценарий

Сразу скажу – я не считаю себя гениальным сценаристом. Более того, я совсем-совсем начинающий сценарист – точнее, могла бы им стать. Лет двадцать назад – а сейчас мне чуть за сорок – культовый советский писатель Владимир Корчагин прочитал мою первую повесть и дал высокую оценку моим литературным способностям. Он сказал, что я талантлива, но пробиваться будет тяжело. Я шла по ночной Казани, на глазах стояли слёзы от того, что мой талант оценили, и предупреждение казалось чем-то неважным. Мне казалось, я всё смогу на пути к своей мечте.

И вот прошло двадцать лет – за этот срок получено столько отказов от издательств с вердиктом «неформат», что я решила обратить свой взор на киноиндустрию. Отовсюду слышны стенания, что, мол, отечественное кино испытывает кризис – в первую очередь, идей и сценариев. Даже не внимая этим стонам, можно взять десятку фильмов за последние пятнадцать лет, посмотреть и девять из них удалить, пожалев о потраченном времени.

Повторюсь, что не считаю себя обиженным почём зря гениальным сценаристом. Однако мой труд и мои таланты  могли бы уменьшить список удаляемых фильмов на несколько пунктов – ибо тщательно работаю над сюжетом, героями, отношениями и особенно - смыслами.

Год назад вышла на одного режиссёра и продюсера – фильмы, снятые им, мне показались хорошими. В ответ на мой вопрос он написал, что всегда готов рассмотреть синопсисы. Села за изучение структуры этих самых синопсисов, написала, отослала - один из них ему весьма понравился и мы договорились, что как только закончу сценарий, вышлю ему. По его словам – все договора заключаются только после того, как телеканал одобрит заявку, потому что «сейчас время готовых сценариев». Весной прошлого года выслала полный сценарий, он подал заявку на два канала, на Россия 24 им поначалу заинтересовались, а потом всё заглохло – без объяснения причин. Весной  этого года на одном из трекеров увидела описание фильма «Злоумышленница» - главная линия показалась мне очень похожей на «Фейковый аккаунт». Подумала, может, совпадение, но решила посмотреть. Канал оказался Россия 24.

Уже в течение первой серии стало ясно, что создатели сериала воспользовались моим сценарием, переработав его самым ужасным образом. Топорно, безвкусно, пошло. Оставшиеся 3 серии подтвердили мои догадки.  Из каждых нескольких минут торчали уши моего «Аккаунта». Они даже героев не стали особо корректировать – оставили их типажи и характеры (вместе со сценарием я отсылала режиссёру и так называемую библию персонажей), взаимоотношения и отдельные реплики.

Написала режиссёру – он отрицал свою причастность и, в принципе, я склонна ему верить. Потом нашла статью Елены Райской – сценариста, с которым много работал, а потом и судился Сергей Жигунов. Вот что она пишет:

«Для профессиональных авторов, работающих в российских кинокомпаниях далеко не секрет, что значительная часть проектов, что идет по телеканалам, пишется по идеям украденным. Как это делается? Очень просто.

В разделе «сценаристам» кинокомпания пишет требования к проектам, которые высылают им авторы.

Некоторые кинокомпании уже не стесняются, требуя выслать и всю концепцию, и синопсис всех серий, и даже первые серии!

С вашими историями произойдет трансформация, благодаря которой вы никогда не узнаете, что вашу идею, вашу историю просто украли.

Учтите, что все редакторы всех кинокомпаний – это пишущие сценаристы и они только и ждут ваших наивно высланных идей, а лучше целых проектов. Не способные сами уже ничего придумать они, тем не менее, профессионалы своего дела и, будьте уверены, сумеют даже самую кратко изложенную, но хорошую идею, превратить в сценарий, или даже целый проект.

К тому же у них есть кое-какой (далеко не всегда положительный) творческий опыт и самое главное - связи и возможности проталкивать свои далеко не гениальные сценарии. Всем этим вряд ли сможет похвастать начинающий автор, если, конечно, вы не сын олигарха или хотя бы крутого бизнесмена».

Выслала эту статью режиссёру – он ответил, что  «Райскую и ее историю я хорошо знаю. Она, к сожалению, полностью права». То есть, не только начинающий сценарист не защищён от кражи, но и сам режиссёр, потому что он не может гарантировать дальнейшей утечки. Предложил мне «поставить точку» в этом деле, добавив, что «вы талантливы, но сильные идут дальше» :))) Одним словом «пилите, Шура, пилите». Шлите ишо своих нетленок, верьте в светлое будущее – оно не за горами. За сим откланялся.

Я выяснила, что фильм сняла компания Паламеда Продакшн, нашла в сети их контакты и позвонила. Выслушав меня, секретарь не пожелала позвать кого-нибудь из имеющих отношение к делу, а пошла сама «спросить про сценариста». Вернувшись, сказала, что указанного в сериале сценариста у них в базе данных нет. Упорно не хотела соединять меня с ответственными лицами, потом кто-то на заднем фоне ей сказал, что сценарий писался разными лицами и что заявка у них лежит с 2016 года, а моя публикация на прозеру была в 2017. Я запросила саму заявку, но мне отказали, а потом мягко послали. На мои слова  «Значит, вы не возражаете, если я обращусь к Малахову и приеду на передачу?» секретарь сказала, что я вольна в своих действиях, им по барабану.

Пока я остывала и обдумывала план дальнейших действий, прошла пара недель, и в один из вечеров неожиданно позвонил человек, представившийся продюсером этой кинокомпании. Сначала извинялся за своих сотрудников, что-де «не сообщили ему о прецеденте, довели человека (то бишь меня) до нервного срыва». И добавил, что «мы ничего не тырили». Именно это слово и произнёс. Вообще, голос у него был такой гламурный-гламурный, какие только в фильмах про ненатуралов услышишь, поэтому я даже сначала растерялась.

На мои вопросы ответил, что сюжет придумывал вместе со сценаристкой, но её имя и контакт дать отказался. Делал упор на том, что заявка у них с 2015 года (ещё год по ходу разговора скинул) и что «идеи витают в воздухе». На мой вопрос о том, читал ли он доказательства сценарного заимствования, которые я присылала в первом письме, ответил, что пробежался по диагонали и что – ах, поразительно! – столько совпадений и, наверное, я такой хороший сценарист, что пусть пришлю ему другие работы и, возможно, они заключат со мной контракт :)))

Когда я позволила себе заметить, что зачем по нормальному сценарию делать такой низкопробный продукт, он выдал примерно следующее: «Нас не волнует мнение зрителей – нас волнует только если канал сказал, что рейтинг просмотра был высокий. Вот тогда это значит, что мы хорошо сделали свою работу».

99 отзывов из 100 в сети по этому сериалу – отрицательные. Фильм плох во всех смыслах – от постановки до игры актёров, но зритель для кинодельцов  не имеет значения. А потом Дюжев говорит, что мы, зрители, «заслуживаем таких фильмов».

После того, как я выразила недоверие по вопросу пересылки ЕМУ ЛИЧНО моих работ, товарищ продюсер закатил истерику, вот нисколько не преувеличиваю: «У нас не получится с вами работать, вы мне не доверяете, ничего мне не присылайте, мы без вас обойдёмся и ничего мы не тырыли». И бросил трубку.

На следующий день всё же прислал мне заявку, в которой была только общая идея, но не было моих сценарных заимствований. Фильм снимали осенью, сценарий был написан летом, когда мой «Аккаунт» уже был опубликован. Я запросила дату финального сценария. Прошло уже несколько месяцев, но никто так ничего и не прислал.
 
В прошлом году, ещё до всей этой истории, мне дали контакты одного известного сценариста, работающего с крупными отечественными режиссёрами (метод шести рукопожатий работает, однако). Он сказал, что мне надо поучаствовать хотя бы в работе над одним сценарием, чтобы завести портфолио и тогда уже можно обращаться к агентам – обещал свести с этими агентами, как только  выйдет хотя бы один фильм. С новичками, говорит, никто работать не будет. Райская пишет о том же. Но получается так, что в этот круг не войти, потому что им проще «стырить» чужое, переработать его и освоить госденьги, выделяемые на кинопроизводство.
 
После «Зимней вишни» Владимир Соловьёв произнёс в Совете Федерации очень правильную речь  - о том, что на первое место должен выйти человек, что нужно поворачиваться к людям лицом, относиться бережно к ЧЕЛОВЕКУ. Я тогда ещё подумала, что неужели грядут какие-то изменения в их сознании, раз даже Соловьёв это осознаёт? Ведь то, что происходит в культуре, впитывается людьми и переносится в реальную жизнь, копируется, оборачиваясь событиями – хорошими или трагичными.

И если на экранах мы видим криминал и беспредел во всех сферах жизни, ограниченных «светских львиц» и презирающих зрителей кинодеятелей, то на что можно рассчитывать в реальной жизни? Что мы будем уважать и ценить друг друга? Что  люди будут работать лучше – на благо себя и общества? С чего бы? Социальные лифты сломаны, никому нет дела до того, чтобы во всех сферах появлялись грамотные ответственные специалисты, а не халтурщики, работающие «на отвали».
Можно ли как-то изменить ситуацию? У меня пока нет ответа…


Рецензии

Здравствуйте Наталия. Вы, наверное тоже заметили, что ситуация в нашем кинематографе странная. С одной стороны изобилие различных "2" ( "Ирония судьбы 2, и прочих) ясно указывают на дефицит идей, а с другой стороны, стороннему человеку,даже с хорошей идеей пробиться на верх невозможно. Может быть причина в том, что и интеллектуальная собственность в нашей стране не признается вообще? Вот собака, предположим, это собственность, а Ваш сценарий, он не Ваш вовсе, а принадлежит всему народу в лице неких фигур из сферы производства кинофильмов.
Жаль, но такое положение вещей, и не только в сфере искусства, приводит к тому, что страну покидают люди, способные генерировать новые идеи. (Надеюсь, вы не планируете покинуть Родину)?
И еще хотелось бы услышать Ваше мнение. А если идея заложенная в сценарии настолько оригинальна, что кражу будет скрыть невозможно, всё равно украдут?
Я пару лет назад написал сценарий о том, как будет выглядеть мир( с моей точки зрения) в котором научное открытие позволило людям избегать естественной смерти от старения. Отправлять сценария никуда не стал, потому что счел это дело бесперспективным, а вот прочитав Вашу статью загорелся желанием наступить на Ваши грабли. Хотя, вполне может быть, мое "бессмертное творение" и воровать никто не будет.
С уважением Сергей

Ямской Сергей   10.08.2018 23:07     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Для себя исследую положение дел, которые Вы описали, и пока прихожу только к одному выводу – вся проблема заключается в невежестве. Тотальном. Именно невежество порождает неуемную алчность, безответственность и беззаконие. Но невежество не «школьное», а фундаментальное – незнание ни общества, ни себя. Какое-то всеобщее помутнение рассудка, при котором притупляется даже инстинкт выживания. Может быть, этот затянувшийся период сродни американской Великой депрессии, но нам ещё только предстоит её осознать. Потому что именно при депрессии ни о чём не хочется думать, ни за что отвечать, и ни к чему не стремиться. Вдохновение покинуло людей – в гонке потребления они даже стали забывать, за чем, собственно, гонятся. Живут по инерции, а растущую внутреннюю неудовлетворённость пытаются заглушить новыми приобретениями и яркими сиюминутными впечатлениями, замыкая таким образом порочный круг.
Осознание происходящего не может не огорчать, но уехать из страны я не смогу, слишком привязана к этой земле и к этому языку. Да и люди у нас в целом замечательные, просто уставшие от бесцельности существования и непредсказуемости бытия. Как-то один мой студент, уехавший в Оман и благополучно зарабатывающий там приличные деньги, признался, что не хочет бывать в России даже в командировках – всё ему здесь кажется унылым и серым по сравнению с солнечным и приветливым Оманом. Я спросила его, имеющего троих детей – будет ли он любить одного ребёнка меньше, чем других, только потому, что он болеет? Он ответил, что, конечно же, нет, как так можно! И тогда я провела параллель – я не могу любить меньше свою Родину только потому, что она больна. Где бы я ни была, возвращаться всегда домой – это радость. И пусть нет возможности публиковаться в издательстве или экранизировать свои произведения, зато я могу купаться летом в местной речке, собирать грибы, читать любые книги и смотреть любые фильмы, есть фермерские продукты, запросто разговаривать с соседями и незнакомыми людьми на улице – в провинции много плюсов, никакая заграница их не заменит.
По поводу граблей – передаю их Вам, предварительно обернув мягким материалом, чтобы наступать было не так больно :) Дело не в оригинальности идеи. Любую идею можно переиначить на свой лад, изменить декорации и героев, и вот уже ничего не доказать. Такой своеобразный кинорерайтинг. Очень много зависит от бюджета. Предположим, продюсеру идея понравилась, государство выделило деньги, но по ходу они потрачены не по целевому назначению, так что на сам фильм пришлась малая доля. И вот уже дорогие сцены вырезают, актёров находят попроще, съёмочные дни укорачивают, снимая второпях, по ходу кидают на деньги каких-нибудь второстепенных актёров, пишут на коленях музыку и быстренько монтируют.
Прежде я пыталась найти независимых спонсоров – таких, которые не стали бы заниматься банальным распилом. В разные периоды жизни познакомилась со строительным магнатом, владельцем известного московского банка, и хозяином крупного предприятия. Каждый отечески хлопал меня по плечу и говорил примерно следующее: «Наташ, ты молодец, но у меня вообще никого в киноиндустрии нет, поэтому даже познакомить тебя ни с кем не могу, прости». Мне казалось раньше, что крупные игроки – назовём их так – из разных сфер так или иначе пересекаются, а выяснилось, что у них ни у кого нет общей тусовки. Ни актёров они не знают, ни режиссёров, ни продюсеров. Абсолютно не пересекающиеся миры. Так оказалось в моём случае, не знаю, можно ли обобщать, говоря о других. Но где могла, я свой шанс использовала – заявить о себе, своих работах, выдвинуть предложения, заинтересовать коммерчески. Киносфера этим бизнесменам была неинтересна.

Наталья Наталис   11.08.2018 00:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.